ТРИ ПРИМЕРА УНИКАЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

___________________
Нам захотелось отыскать в ней самые интересные, неоднозначные и достойные внимания архитектурные объекты и, как оказалось, такие здесь имеются.
___________________
Говоря о современном строительстве в России, довольно сложно быть объективным. Особенно в вопросе архитектуры будущего. Минуя образ царского неоклассического Петербурга в пользу более прогрессивной Москвы, решительно захотелось отыскать в ней самые интересные, неоднозначные и достойные внимания архитектурные объекты.

Как оказалось, такие здесь имеются. И поиски такой «интересности» привели нас к уникальным следам в архитектуре, которые оставили советские годы.

Хорошо ли, плохо ли, но это действительно самые значительные и неоднозначные архитектурные объекты сегодняшней Москвы.
В них есть индивидуальность и характер: массивный и шероховатый, подчас — совсем брутальный, но однозначно заслуживающий внимания.

«Золотые мозги»
над Москвой-рекой

Президиум Российской Академии Наук — это уникальный архитектурный комплекс, созданный лучшими советскими умами в духе научного авангарда.

Геолокация его такова, что он хорошо просматривается из центра Москвы и с Воробьевых гор, являясь единственной архитектурной доминантой юго-западной части города. Видимости и моментальной узнаваемости зданию придают своеобразные конструкции на вершине 22-этажных башен, напоминающие мозг человека. За эту скульптурную феерию из стекла, алюминия и бронзы, здание получило прозвище — «золотые мозги», на которых, к слову, располагаются смотровые площадки.
Фото: Florian Groehn Photographer
На крыше поменьше, рядом с башнями, имеется скульптурная композиция такого же рода — огромные часы с четырьмя циферблатами разного цвета, направленными в разные стороны.
Концепция высотки принадлежит тогдашнему главе РАН М. Келдышу, который создал черновой рисунок этой конструкции.
Фото: lordxxx.photosight.ru
Это построение должно было быть новым словом в технологиях архитектурного проектирования СССР, — впервые в России здесь была опробована электронная система управления «умный дом» — но, то ли что-то не задалось, то ли эксплуатация здания была не подобающей, факт остается фактом — множество «фишек» этого сооружения так и остались в тени истории.

Цилиндрический дом архитектора Мельникова

Этот одноквартирный жилой дом — по совместительству мастерская арх. К.С. Мельникова — полностью вырывающийся из общепринятых стилей тех годов, по праву является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. Ни дать, ни взять. Ведь объект действительно являлся новаторским благодаря своему конструктивному и объемно-пространственному решению.
Фото: Dmitry Beliakov
Фото: archnadzor.ru



При попытках отнести эту постройку к конструктивизму и функционализму, Константин Мельников утверждал, что предвосхитил возможности любых конструктивистов на 100 лет.

Абсолютно уникальная атмосфера интерьера создана обилием света, струящегося из окон, выполненных в форме вытянутых медовых сот. Высокие потолки и белый цвет отделки создают ощущение чистоты и творческого присутствия.
Сам архитектор говорил: «Не вперекор и не в угоду укладу, составившему общую одинаковую жизнь для всех, я создал в 1927 году в центре Москвы, лично для себя, дом с надписью: „КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР", настойчиво оповещающий о высоком значении каждого из нас».

И этим все сказано. Индивидуальности быть!
Фото: Richard Pare
Фото: Richard Pare

Брутальный дом Авиаторов

Эта большая бетонная «сороконожка» была построена в 1978 году, в канун Олимпиады 1980 и планировалась как гостиница.

Такое прозвище 13-этажный массив получил за то, что стоит на двадцати парах железобетонных ног-опор, достигающих высоты примерно четвертого этажа жилого дома.
Фото: Денис Есаков
Когда стало известно, что дом не будет гостиницей, а будет сдан в эксплуатацию как обычный жилой объект, туда поселили работников авиационного завода. Так и возникло название — Дом Авиаторов. К слову, он является первым домом в Советском Союзе, который построили с применением монолитного железобетона.
Архитектор А.Меерсон был ярким поклонником брутализма и создал этот проект по мотивам идей всемирно известного и всеми обожаемого Ле Корбюзье.
И вот, рассматривая образ современной Москвы, создается впечатление, что архитектура будущего России, идейность и новаторство — так и остались в ее прошлом.
Сегодняшний день и технический прогресс дарит сфере архитектурного строительства бесконечное число возможностей. А вот сольются ли они в едином порыве с красотой и новаторскими идеями на территории самой большой страны в мире — в этом и заключается основной вопрос.

Автор: Татьяна Воронина
Made on
Tilda