Первый после Бога:
что нужно знать о Гауди
Масштабный спецпроект
к 165-летию со дня рождения гения
Вчера, 25 июня, исполнилось 165 лет со дня рождения архитектурного гения – Антонио Гауди.

Это прекрасный повод вспомнить все интересное, что окружало мастера архитектуры, а также в очередной раз убедиться в том, что мы все его просто обожаем!
Начало пути мастера
Гауди был пятым и самым младшим ребенком в семье, он родился в небольшом городке Реусе, который находится недалеко от Барселоны.

В этот культовый город он приедет в 16 лет, где поступит в Высшую архитектурную школу, чтобы навсегда покорить его.

С самого детства маленький Гауди страдал артритом, одной из форм ревматизма, и не мог играть в активные игры с ровесниками. Потому у него было достаточно времени для уединения с природой.
Он внимательно следил за всеми природными процессами, проявлял интерес к растениям и насекомым, которые их опыляют. А единственное школьное сочинение Гауди было посвящено пчелам.

Впоследствии это очень серьезно повлияло на деятельность Гауди.
Он считал, что архитектору не нужно придумывать ничего нового — все уже создано природой для гармоничной жизни и естественной красоты.
Остается лишь только передать формы природы в архитектуре.

Гауди считал море и небо – лучшим интерьером, а деревья и облака – идеальными скульптурными формами.



В 1869 году Гауди переезжает в Барселону, где начинает свое обучение, которое продлится
10 лет.

Одной учебой он не ограничивается и работает обычным чертежником до 1882 года у маститых архитекторов того времени – Франциско Вильяра и Эмилио Сала.

Гауди на всех этапах своей карьеры не ограничивал себя лишь архитектурой
и с радостью брался за различные
заказы – от ограды до уличного фонаря или шкатулки в доме.

Фото: Flickr

Фото: Blue Bayou
Достаточно сказать, что в университете темой защиты проекта у него были ворота на кладбище, которым Гауди придавал особый смысл, так как они проводили разделение между миром живых и мертвых.

А первый заказ он получил на оформление фонаря в городском парке на Королевской площади (Plaça Reial).
Архитектура Гауди
За свою карьеру Антонио Гауди смог реализовать 18 архитектурных объектов.

Чтобы иметь возможность получать интересные заказы, Гауди стремился стать своим в светском обществе. Для этого он числился во множестве тематических клубов, на которые тогда была мода в Барселоне. И это было не зря, в клубе «Афенео» Гауди получил сразу несколько заказов.

Первым проектом, который ему доверили, стал дом Висенс (Casa Vicens). Фабрикант Мануэль Висенс сделал заказ в 1878 году, строительство было закончено уже в 1885 году.
Фото: Pol Viladoms
До недавнего времени дом оставался в частной собственности, но один раз в год в день Святой Риты, 22 мая, он был открыт для посещения.

Сейчас дом Висенс находится на реконструкции и по срокам уже осенью 2017 года должен превратиться в музей, открытый для широкой публики.

Однако, по эксклюзивной информации портала The Architect, сроки реконструкции увеличены – по заверениям строителей, ранее 2018 года ждать окончания работ не стоит.
Параллельно с домом Висенс также велось строительство загородного дома «Эль Каприччо» (Capricho de Gaudí) в Комильясе под Сантандерой для Максимо Диаса де Кихано.

Тут строительство продлилось несколько дольше, и было завершено в 1888 году.

Оба проекта относят к раннему модерну, дом Висенс принято считать более нарядным, а «Эль Каприччо» – необычным и несколько причудливым.
Фото: Emaze
После этих проектов имя Гауди набирало все большую популярность в среде буржуазии. При этом муниципальные власти не сильно жаловали молодого архитектора из-за дороговизны его проектов.

Гауди не церемонился с расходами, делал все, чтобы довести результат до абсолюта, а потому не сильно переживал за необходимость пересмотра сметной стоимости в сторону увеличения.
Буржуа подобный стиль работы Гауди не смущал, для них главным было произвести эффект на свое окружение,
и с этим архитектор справлялся отлично.
Заказы пошли один за другим до самого завершения его светской карьеры.

Фото: Canaan


Каса Кальвет (Casa Calvet) — дом, построенный для семьи текстильных фабрикантов Кальвет.

Это сооружение принято считать самым консервативным проектом Гауди, здесь более привычные архитектурные формы и небольшое количество фирменных изысков автора.

Каса Батльо (Casa Batllo) — дом, который Гауди нужно было перестроить.

Он изменил его до неузнаваемости, превратив в настоящий авангард модерна: ни одного прямого угла, причудливо изогнутые стены, словно это не здание, а дракон с перламутровой чешуей-черепицей.

Фото: Geekpro

Фото: Samuel Ludwig



Каса Мила (Casa Mila) — более известный в Барселоне под именем "Ла Педрера" — «Каменоломня» — уникальное по своей архитектуре каменное здание, в котором нет несущих стен, кроме фасадной части.
Фасад дома с волнистыми формами, по задумке Гауди, должен перекликаться с контурами окружающих Барселону гор, которые можно увидеть с его крыши.

Что интересно, здесь нет никаких кондиционеров, а система вентиляции, которая до сих пор функционирует по первоначальному проекту, спроектирована таким образом, что комфортная температура всех помещений поддерживается круглый год.
Знакомство с самым богатым текстильным магнатом Гуэлем положительно повлияло на карьеру архитектора.

В начале их сотрудничества Антонио проектирует некоторые объекты поместья
Гуэля – конный двор и входные ворота.

Впоследствии текстильный магнат не раз обращался к Гауди. Результатом работы архитектора станут павильоны усадьбы в Педральбесе, винные погреба в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо), дворец Гуэль и Парк Гуэль в Барселоне.
Однако, главной вершиной его архитектурной практики считается Храм Святого Семейства (Sagrada Família).

Этот храм строится с 1882 года исключительно на пожертвование. Изначально проектирование было поручено другому архитектору, но уже спустя год Гауди берется за проект, которому посвятит более 30 лет своей жизни.

Он сразу отказывается от предыдущего проекта, и предлагает свой, намереваясь, возвести храм — «книгу», где с помощью «каменных страниц» можно будет узнать о земной жизни Христа от Рождества до смерти и Воскресения.
Фото: Expiatory Temple of the Sagrada Família
Последние годы Гауди был настолько одержим проектом, что отказывался от других заказов и вкладывал все свои средства в строительство.

Он стал отшельником, перестал следить за собой, ходил в поношенной одежде и внешним видом смахивал на бродягу, что сыграло с ним злую шутку (когда архитектор попал под трамвай и был отправлен в больницу для нищих, где ему оказали лишь номинальную помощь, что в итоге привело к кончине).

Строительство храма ведется до сих пор и его планируют завершить к 2026 году.

В 2010 году храм освятил папа Бенедикт XVI, и в нем начали совершать службы, а с 2015 года Гауди рассматривают как кандидата для канонизации.
Стиль Гауди
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные формы пространства.

Стены Гауди и вовсе сводили с ума. Он считал, что прямая линия – это продукт человека,
а круг – творение Бога. Образцом совершенства для него было куриное яйцо.

Одно время Антонио носил сырые яйца, которые брал на завтрак, прямо в кармане своего костюма.
У Гауди были разные глаза, один – близорукий, второй – дальнозоркий, но очки Антонио старался избегать, мотивируя это тем, что греки очков не носили.
Вот только непонятно, почему греки.

Для создания ящерицы в Парке Гуэля, Гауди использовал пятые точки рабочих на объекте: они садились на свежий раствор, чтобы изначально придать удобную форму для сидения.
Фото: BDC
В Кафе «Четыре кота» (Els Quatre Gats), которое было открыто в Барселоне в 1897 году, собиралась богема того времени. Здесь любили посидеть Гауди и Пикассо, которые некоторое время были хорошими приятелями.

Гауди первым разработал безопорную систему перекрытий, ничего подобного тогда никто предложить не мог. Лишь спустя 100 лет подобные расчеты смогла повторить компьютерная программа.

Гауди не любил чертежи, он признавал макетирование с использованием зеркала, чтобы добиться объема. Принято считать, что сам того не ведая, он стал прародителем ЗD-моделирования, которое мы можем наблюдать сейчас. Также для необходимых расчетов нагрузок сооружений он использовал веревочные конструкции.

А на портале The Architect мы уже писали о том, что в Московском музее современного искусства в честь 165-летия со дня рождения Гауди открыта выставка «Антонио Гауди. Барселона», где можно наблюдать более 150 объектов связанных с жизнью и деятельностью архитектора.

Автор: Сергей Забуранный
А еще рекомендуем тебе наши лучшие материалы!
Made on
Tilda